Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Гражданин направляет обращение в компетентный орган власти или должностному лицу.
Виды обращений граждан:
Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества
Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц
Правом на подачу обращения наделяются:
-
Граждане Российской Федерации;
-
Юридические лица;
-
Объединения граждан;
-
Иностранные граждане;
-
Лица без гражданства.
Формы обращений граждан:
-
Письменная:
-
На бумажном носителе
-
Электронная
-
Устная
Способы подачи обращений:
-
Почтовая, телеграфная связь
-
Факсимильная связь
-
Лично в ходе личного приема
-
На электронный почтовый ящик или через Интернет-приемную
-
«телефон доверия» Губернатора
Примечание. Документы и материалы, приложенные к обращению, по заявлению гражданина подлежат возврату гражданину. Комитет государственного заказа Тверской области вправе изготовить и оставить в своем распоряжении копии возвращаемых документов.
Регистрация письменного обращения гражданина осуществляется в течение 3 дней со дня его поступления.
Гражданин направляет обращение в компетентный орган власти или должностному лицу.
Если обращение направлено по компетенции, оно подлежит рассмотрению по существу, при необходимости с выездом на место и запросом требуемой информации.
Если обращение направлено НЕ по компетенции, оно направляется на рассмотрение в компетентный орган власти или должностному лицу в течение 7 дней (5 дней по вопросу нарушения миграционного законодательства), с уведомлением об этом гражданина.
Рассмотрение по сути обращения гражданина включает в себя:
1. Объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение.
2. Запрос необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов
-
в других государственных органах,
-
в органах местного самоуправления,
-
у иных должностных лиц (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия).
Срок ответа на такой запрос не должен превышать 15 дней.
3. Принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод
и законных интересов гражданина.По итогам рассмотрения по сути обращения гражданина ему направляется письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившему в письменной форме.
Срок рассмотрения обращений граждан, по общему правилу, 30 дней со дня регистрации.
Возможно продление срока рассмотрения обращения не более чем на 30 дней в исключительных случаях и случаях направления запроса о предоставлении информации, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
Особенности рассмотрения обращений граждан:
- В обращении не указана фамилия или почтовый адрес (электронный адрес) гражданина – ответ НЕ ДАЕТСЯ. Но обращение рассматривается и при необходимости перенаправляется по компетенции.
- Обращение содержит нецензурные выражения, оскорбления, угрозы – государственный орган или должностное лицо праве оставить обращение БЕЗ ОТВЕТА, сообщив гражданину о недопустимости злоупотребления правом.
- Обращение содержит вопрос, на который неоднократно давались ответы по существу, нет новых доводов – государственный орган или должностное лицо вправе принять решение
о прекращении переписки, уведомив об этом гражданина. - Если ответ на обращение не может быть дан без разглашения государственной или иной, охраняемой законом тайны – об этом сообщается гражданину.
- В обращении обжалуется судебное решение – в течение 7 дней обращение возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
- Обращение без сути или текст не поддается прочтению – ответ не дается и не подлежит направлению по компетенции, о чем в течение 7 дней сообщается гражданину (если фамилия и адрес поддаются прочтению).
- Обращение содержит вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте государственного органа – в течение 7 дней заявителю сообщается электронный адрес сайта, на котором размещен ответ на вопрос обращения (обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается).